Close

Церковь Спаса Нерукотворного образа

Описание церкви

Построенная в 1752 году Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спасская церковь) в настоящее время является одной из самых красивых  приходских церквей г. Городца.
Четверик храма увенчан полусферическим куполом на высоком барабане диаметром около 8-ми метров и луковичной главой на восьмигранной шейке. С запада к четверику примыкает равная ему по ширине трапезная под двускатной крышей, а к ней, в свою очередь, — небольшой притвор и колокольня. Притвор был выстроен в 1901 году, о чём свидетельствует надпись на западной стене, прекрасно сохранившаяся до нашего времени.
С востока примыкает троечастный алтарь с полукруглыми абсидами. Окна двухсветного храма и низменного придела получили набранные из фигурных отформованных кирпичиков килевидные наличники (в характере XVII века). Луковичной формы кирпичную главу покрывает  черепица под золото. Крест на ней фигурный, позолочен.
Церковь была закрыта в конце 1930-х годов и только в 1989 году возвращена верующим.

История создания

В конце XVII века Городец становится центром старообрядчества. Практически открыто всей духовной жизнью Городца и округи в конце XVIII века управлял беглый поп Городецкой же Пятницкой церкви Алексей Иванов, которого почитали авторитетом не только старообрядцы, но и православные. Неоднократно зачитанный на торгу указ нижегородской консистории, чтоб местные жители «не почитали» А. Иванова за священника», не дал результатов.
В этих условиях губернские власти были вынуждены проявлять особую заботу о «благоле­пии» городецких православных храмов, чтоб этим привлечь прихожан. Еще в XVI веке на северо-западных подступах к Городцу существо­вала так называемая Ионина пустыня. В 1691 го­ду по указу  патриарха Адриана рядом с раскольничей часовней срубили на ее территории церковь Спаса. Патриарх Адриан
Сразу же к ней было приписано 40 крестьянских  дворов из владений Тихона Никитича  Стрешнева, а в 1705 году вдова Анна Никифоровна Лобанова-Ростовская приписала еще 67 крес­тьянских дворов.
Но прослужила она недолго. Уже в начале 1718 года клир храма просил разрешить пере­строить церковь в камне, так как «та церковь Божия деревянная стала быть весьма ветха и впредь будет служить невозможно». Подобное разрешение было дано 19 мая 1718 года митро­политом Рязанским и Муромским Стефаном.
Строительство новой каменной церкви ве­лось на средства прихода, руководил работами церковный староста Иван Афонасьев сын Вои­нов. Строительство было завершено 3 октября 1745 года. В доношении Балахнинского духовного управления в Московскую Святейшего Пра­вительствующего Синода контору храм описан так: «новопоставленная каменная церковь име­ется отстроена не шатровая и по обычаю, как и прочия каменные церкви, и ко освящению тоя церкви иконы все изготовлены».
Интересно обратить внимание на то, что особое внимание уделено указанию, что храм не шатровый. Это объясняется тем, что еще в сере­дине XVII века по инициативе патриарха Никона было запрещено возводить над объемом храма шатер, ибо он не отвечал «церковному чину»; со­ответственно предписывалось сооружать «освя­щенное пятиглавие» и тройной алтарь с полу­круглыми апсидами.
Однако полюбившаяся народу форма шатра продолжала использоваться мастерами камен­ных дел для завершения колоколен. Это был тра­диционный по композиционному решению храм с трапезной и шатровой колокольней над запад­ным входом. Над четвериком бесстолпного модельного зала возвышался восьмерик с ребристым куполом, завершенным небольшой главкой.
Указ Святейшего Синода об освящении «освящении церкви Нерукотворного образа Спасова был дан 4 января 1746 года.
Храм занимал сравнительно ровную террасу в полугоре и господствовал над окружающей де­ревянной застройкой, поэтому его доминирую­щее значение в этой части города как бы фикси­ровало факт развития его в западную сторону.
Тем самым к середине XVIII века была закон­чена «панорамная» композиция Городца, в кото­рой по сторонам доминировали стройные шат­ры колоколен Спасской и Пятницкой церквей. Купола глав Троицкого и Никольского храмов с отдельно стоящей колокольней над кручей об­рыва отмечали центр Городца и раскинувшегося под ним торга с шатровой Петровской часовней.
ПожарГлавной бедой русских городов были пожа­ры. Особенно сильный пожар произошел 22 ию­ля 1838 года. Порывистый ветер метал головни на 100 и 200 метров, поджигая самые отдален­ные строения. Большая часть города была пре­вращена в единый всепоглощающий костер. Тогда сгорело 404 обывательских двора со всем имуществом, оцененным в 135 037 рублей, Спас­ская церковь, кабак и фабрика красок наследни­ков Пряничниковых6.
Об этом сразу же известили графиню Пани­ну, которая обвинила в несчастии клир Спасской церкви, имевший возле храма для постоя приезжих торгующих крестьян постоялые дворы, возведен­ные «тесно один к другому и безобразно: с бесприрывными кривизнами и неправильностями, словом кто и как хочет, вопреки узаконненых правил, без проулков» и требовала от губернско­го правления направить в Городец для расследо­вания причин пожара особого чиновника.
Собственно, вопрос упирался в создание для Городца первого регулярного плана с широкими улицами и разбивающими на кварталы проулка­ми, которые могли бы препятствовать распрост­ранению огня. Но предписания не исполнялись, и город вновь и вновь страдал от пожаров.
И заново отстраивался.
 

Святыни Спасского храма

С древнее-русского времени имена престолов в храмах возникали лишь по окончании их строительства. Главный престол во имя Спаса всемилостиваго Нерукотворного образа был освящен в 1752 г. Главной святыней храма стала икона Спаса Нерукотворного образа.
Существует разность преданий о первоначальном Нерукотворном образе. Церковное же предание свидетельствует, что во время проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах творимых Иисусом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Иисуса, окруженного народом. Анания не мог подойти к нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему не удавалось, так как лик Христа постоянно менялся. Спаситель сам подозвал Анания, назвав его по имени, и передал для Авгаря краткое письмо. Потом Иисус Христос попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нём отпечатался его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного образа, совершаемое в празднество Успения, называется третьим Спасом — Спасом на холсте. Особое почитание этого праздника в русской православной церкви выразилось и в иконописи. Икона Нерукотворного образа — одна из наиболее распространенных. 29 августа в церкви большой храмовый праздник.
икона Тихвинской Божьей МатериВ храме еще была Чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери, наиболее почитаемая среди местного населения. Около ста лет сей образ украшал теплый храм. Православные жители окрестных слободок и деревень исцелялись от множества болезней молитвой перед этим образом.
По словам Герасимовой М.Е. (1898 г.р.), Гусевой Е.И. (1904 г.р.), Калюгиной Екатерины Алексеевны (1905 г.р.) высокочтимой в храме была икона Тихвинской Божией Матери. Большая по размерам, богато украшенная, освещаемая золотой лампадой, подарком казаков Зарубиных, владельцев водяной мельницы на р. Змейке у Городца. Никто из прихожан не проходил мимо иконы Тихвинской Божией Матери.
Лик Богоматери умом и красотой светился, и кто бы к ней ни пришел: голодный нищий, калека хворый или просто человек со своей бедой, каждый в ней видел свою родную мать, которая все поймет, все простит, пожалеет, ободрит и поможет в беде, а больного исцелит или облегчит его страдания. Екатерина Алексеевна Калюгина часто вспоминала: «Одиннадцатилетней девочкой я начала петь на клиросе нашего храма, т.к. мы жили в Зафабрик (за педучилищем) и были прихожанами Спасской церкви. Бывало, почувствуешь себя плохо или заболеешь, подойдешь к отцу Федору (Румянцеву), попросишь канон, помолишься — и болезнь как рукой снимет.» Чтимая икона Тихвинской Божией Матери ознаменовалась многочисленными благодатными проявлениями. Людям многим помогала. Была эта икона выносной, и все прихожане обижались (по словам Екатерины Алексеевны), почему этой чудотворной иконе нет придела, хотя отец Федор почитал эту икону как престольную и весь приход праздновал ее праздник… Сама Е.П.Калюгина прожила долгую жизнь (95 лет) и считала, что ее хранила сама небесная Заступница, а маленький образок (иконка) всегда был при ней. Как появилась чудотворная икона Тихвинской Божией Матери в Спасской церкви, никому из прихожан неведомо. Но зато многие знают церковное предание, по которому Тихвинская икона Божией Матери была написана св. апостолом и евангелистом Лукой.
Икона была перенесена в Иерусалим, а в V веке она была перенесена в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. Икона издревле почиталась в Греции как чудотворная. Через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях. В 1383 г. св. икона вновь покинула Константинополь и явилась в пределах Новгородской земли, ее увидели местные рыбаки в сиянии плывущей по водам Ладожского озера. Затем икона являлась на р. Свири и в нескольких других местах. Наконец икона остановилась близ г. Тихвина на р. Тихвинке.
В местах, где являлась чудотворная икона, жители строили в честь Божией Матери храмы или часовни. Когда жители Тихвина и окрестных сел увидели на воздухе икону, они стали усердно молиться Божией Матери, и икона опустилась. К вечеру ей стали сооружать часовню. Было сооружено три венца. Однако ночью св. икона со сруба была перенесена на другой берег. Там и было закончено сооружение часовни.
О явлении Чудотворной иконы было сообщено великому князю Московскому Дмитрию Донскому (1389г.) и архиепископу Новгородскому Алексию (1360-1388г.г.), который благословил построить на Тихвинке храм в честь Пресвятой Богородицы.
Святая икона хранилась в храме на том же месте, как и во Влахернском храме: от западных дверей у правого столпа храма. Через семь лет храм сгорел, но икона была избавлена от огня. Однажды Божия Матерь исцелила благочестивую женщину Марию.
Как со всех почитаемых икон, начиная с Иисуса Христа, называемого в иконографии Спасом, так и с Богородицы делались списки-копии, на которые переносились не меньшие любовь и восхваления верующих, ведь почитание икон, по апостольскому правилу, основано на тезисе: «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, и поклоняющихся иконе, поклоняются существу, изображенному на ней. И вне зависимости от того, когда и кем была написана икона, верующие поклонялись ей как святыне.
Таким списком и была икона Тихвинской Божией Матери в Спасской церкви. В 1830 г. в Городце свирепствовала холера. Для прекращения этой страшной болезни прихожане выносили образ Тихвинской Божией Матери. Многих она тогда спасла от смерти.
Вызывает сожаление, что прихожанам Спасской церкви не удалось уберечь церковные святыни: древнюю икону Спаса Всемилостиваго Нерукотворного образа и Тихвинской Христовой Матери (эти иконы значились по описи 1925 г.), одна из этих икон хранилась в местном музее.