Close

Городец купеческий


С конца XVIII века Городец известен как одно из богатых торгово-промышленных сёл Нижегородской губернии. Большое развитие получили здесь постройка и эксплуатация торговых судов-расшив («судовой промысел»), выделка кож, крашение и набивка холста, а также выпечка печатных пряников.

В начале XIX столетия Городец являлся крупным торгово-промышленное населенным пунктом, жители которого почти оставили крестьянский труд. Хотя формально Городец считался селом, центром Городецкой волости Балахнинского уезда, в реальной жизни он всё более и более приобретал черты города.
Главной кормилицей городчан испокон веков была матушка-Волга, а также собственное трудолюбие и предприимчивость. Волга играла огромную роль в развитии русской торговли и судоходства.
С середины XIX столетия Городец вступает в новый период своего развития. Начало пароходной эры на Волге и отмена крепостного права существенно меняют облик многих сёл и деревень Поволжья. Городец быстро богатеет на судоходстве и судостроении, а также торговле.
В местном затоне в конце навигации вставало на зимовку множество судов с низовьев Волги, гружёных хлебом, Городец становился довольно крупным центром мукомольной промышленности и хлебной торговли.
Наконец, отмена крепостного права в 1861 году дала «зеленый свет» кипучей энергии первых пореформенных предпринимателей – вчерашних крестьян, многие из которых сумели выбиться в люди и крепко встать на ноги.
Огромные капиталы, нажитые местными купцами на хлебной торговле и судостроении, всего за несколько десятилетий превратили Городец в настоящий купеческий город. Так, вдоль Волги, по современной улице М. Горького и спускающимся к ней съездам протянулись здания торговых рядов, амбаров, лавок, магазинов. В нагорной части села выросли целые улицы богатой купеческой и мещанской застройки. «Нижегородские губернские ведомости» в № 18 за 1896 год писали: «По внешнему благоустройству Городец далеко перещеголял свой уездный город Балахну. В верхней части села есть улицы, которые оказали бы честь любому уездному городу, мощеные и даже освещаемые фонарями, обставленные домами городской постройки, принадлежащими местному купечеству».
В это время в селе продолжали возводиться новые церкви: Нерукотворного образа Спасителя (1752 г.), Покрова Пресвятой Богородицы (1824 г.), Единоверческая церковь, создавался ансамбль Феодоровского мужского монастыря.
 
Образ современного Городца во многом определяется наследством, оставленным эпохой бурного развития русского капитализма. Именно тогда город приобрел свое особое лицо среди прочих населенных мест Нижегородской губернии и стал настоящим купеческим городом, хорошо известным на всей Волге.
Городецкие купеческие компании располагались на Каспии, Арале, в Средней Азии и Сибири.
В конце XIX века Городец вступает в пору расцвета и приобретает черты богатого купеческого города. Перед революцией село Городец фактически было настоящим провинциальным купеческим городом. Главная улица так и называлась – Купеческая, она была застроена домами самых богатых городчан.
В истории городецкого купеческих фамилий есть много интересных страниц. Одни оставили по себе память своим богатством, отстроившие красивые и добротные дома, украшающие город и поныне. Другие вписали свои имена в историю исключительной благотворительностью и меценатством. На щедрые купеческие пожертвования содержались земские школы, гимназии, богадельни, приюты. Кто-то прославился как талантливый заводчик или фабрикант: владельцы механических заводов, судостроители, пряничники и многие другие. Были среди нашего купечества и люди высокой культурой.
В 2002 году в нашем городе открыт памятник русскому купечеству. Учитывая вклад купцов в историю города, идея была эта, безусловно, хорошая. Ведь купцы были люди, которые умели хорошо работать и зарабатывать. Но деньги не складывались в кубышки и сундуки. Сундук — вечный символ накопительства — превращён в символ богатства духовного и щедрости. Оказалось, это не так сложно: сундук должен быть просто-напросто открытым. И помимо денег там ещё хранятся и духовные сокровища. И всё это — для людей, для общего блага.
Мечтой каждого русского купца было создание храма. И вот таким символом воплощенной мечты стал макет храма, который у своего сердца в руке держит купец. Купец шагнул навстречу людям, отдавая им все свои богатства, как материальные, так и духовные. Образ купца, распахнувшего для людей свой сундук с многочисленными накопленными им сокровищами, старающегося потратить деньги на благотворительность, на строительство храмов, зрительный призыв к благодеяниям.
 
Статья написана при
использовании материалов
А. Н. Еранцева,научного
сотрудника Городецкого
историко-художественного
музейного комплекса