Close

Старообрядческая столица Поволжья

 
В XVIII и XIX веках Городец был не только богатым торгово-промышленным селом, но и негласной столицей старообрядчества Нижегородской губернии. Городец связывал Москву и ревнителей «истинной веры» из глухих лесных районов Заволжья.
Была такая поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец – на том Керженец». Под Рогожей имелось в виду Рогожское кладбище в Москве, один из главных центров русских старообрядцев. Рогожское кладбище было основано в 1771 году в Москве близ Покровской заставы для захоронения жертв эпидемии чумы. Со временем Рогожское кладбище стало духовным центром московской старообрядческой общины поповцев. Расцвет её относится к первой четверти XIX века. Капитал общины насчитывал миллионы рублей. Среди ее прихожан было много богатых людей, владельцев мануфактур Московского промышленного района.
В Городце жили старообрядцы разных толков и согласий, но большинство из них были «приемлющие священство». Это было одно из течений в поповщине, возникшее в конце XVII века. Службу у них вели священники, перешедшие (бежавшие) из официальной православной церкви, отсюда и произошло их распространенное название – беглопоповцы. По разрешению императрицы Екатерины II ими в Городце в 1767 году была открыта деревянная часовня, ставшая со временем особо чтимой местной святыней. После пожара в 1893 году она была отстроена заново уже в камне нижегородским старообрядцем-миллионером Николаем Александровичем Бугровым. В том же году в Городце на деньги Н. А. Бугрова строятся две богадельни: небольшая, на 22 места, для мужчин, при самой часовне, и отдельно – большую, на 100 мест, для женщин. В годы Советской власти часовня и кладбище вокруг неё были разрушены, а в каменных корпусах бывшей старообрядческой богодельни устроена школа № 5.
Были в Городце и другие представители поповщины – так называемые «часовенные». Во времена старообрядческого погрома, предпринятого царем Николем I, они оказались без священников и с тех пор, считаясь формально поповцами, фактически оставались без иереев. Их уставщики вели богослужения в часовнях, крестили, исповедовали и причащали верующих.
В настоящее время беглопоповцы – малочисленная группа в старообрядчестве. Она имеет архиепископию в г. Новозыбкове Брянской области, основанную в 1923 году. К этой церкви принадлежит один из приходов Городца – некогда влиятельная здесь беглопоповская община, имевшая храм-часовню на Часовенной горе. Теперь она занимает бывшую «австрийскую церковь» на ул. Щорса. Сегодня это «древлеправославный храм Успения Богородицы» (службы идут в нём по выходным и праздничным дням).
Белокриницкая иерархия – течение поповского направления в старообрядчестве. История его возникновения связана с созданием самостоятельной церковной иерархии в старообрядчестве.
Особым течением в старообрядчестве стало единоверие. Оно было создано самой официальной церковью в 1800 году с целью привлечение в свое лоно части «раскольников». В единоверческих храмах службу по старым обрядам вели священники, находящиеся под властью православного епархиального начальства. Однако единоверие не имело большого успеха: присоединение к господствующей церкви таким путём старообрядцы считали отступничеством. Не находило полного понимания это и в самой официальной церкви. По словам П. И. Мельникова, «не все епархиальные начальники смотрели снисходительно на единоверие, в котором, по ревности своей к исправленным при Никоне обрядах, нередко видели тот же раскол». В Городце существовала единоверческая Крестовоздвиженская (Духовская) церковь.
О влиятельности городецких старообрядцев свидетельствует тот факт, что первым в России старообрядчским монастырём, открытым вскоре после революции 1905 года (когда староверы были уравнены в правах с обычными православными), стал мужской монастырь в Митрофановской волости (на севере современного Городецкого района). К сожалению, место расположения монастыря попало в зону затопления Горьковского водохранилища.
Старообрядцы оказали большое влияние на культурную жизнь Городца и его округи. Они отличались глубоким консерватизмом: соблюдали строгие нормы семейной жизни допетровской Руси, вели церковную службу по старому обряду, бережно хранили у себя в домах древние иконы и книги. Староверы были вынуждены вести аргументированную полемику с представителями официального православия, поэтому среди них нередко встречались люди весьма эрудированные, глубоко разбиравшиеся в вопросах догматики и церковной истории. Гонения правительства и официальной церкви, запрет свободной издательской деятельности – все это подталкивало староверов к активному собирательству и переписке старых церковных книг и рукописей. В среде старообрядчества сформировался настоящий культ старинной книги.
Столетия спустя городецкие старообрядцы продолжают оставаться хранителями древних русских традиций.
Статья написана при использовании
материалов А. Н. Еранцева,
научного сотрудника Городецкого
историко-художественного музейного комплекса