Close

Церковь архистратига Божиего Михаила

Описание храма

Первое документальное подтвержденное известие о храме относится к началу 14-го века. В XIII-XIV веках собор выполнял роль усыпальницы удельных князей. Здесь захоронены сын и внуки Великого князя Александра Невского (Андрей Городецкий, Михаил и Василий Андреевичи). Церковь Архангела Михаила, бывший собор, в XIII-XIV веках выполняла роль усыпальницы удельных князей времён Городецкого удельного княжества 14-го века. На этом месте по преданию и раньше находилась церковь, здесь захоронены сын и внуки Великого князя Александра Невского (Андрей Городецкий, Михаил и Василий Андреевичи).

В 1368 году церковь сгорела от молнии. После она была вновь отстроена князем Борисом Константиновичем, но и она также истреблена огнём. Существование деревянной церкви Михаила Архангела в Городце XVII века подтверждается переписными книгами на Городецкую волость за 1623г., 1627г., 1666г. На церковной земле в то время было 6 дворов да четырнадцать келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией.

Временем постройки церкви Михаила Архангела в Городце Нижегородской губернии, по данным литературы и архивных документов начала XX века, является 1707 г. Но документов, называющих точную дату основания храма, не обнаружено. Это дает возможность предполагать более раннее существование здания.

 В 1712 году для освящения храма был «выдан антиминс по благословенной грамоте в Городецком уезде церкви Архангела Михаила в новопостроенную каменную церковь во имя Архангела Михаила». Кирпичная церковь, построенная в 1707–1712 годах — бесстолпный одноглавый четверик с трапезной с южным приделом Рождества Предтечи и столпообразной шатровой колокольней. Северный придел был пристроен в 1860 г. В 1935 г. церковь была закрыта и была возвращена верующим только в 1991 году.
Трёхярусная каменная колокольня: квадратная в основании (5,7 х 5,7 метра) со сводчатым проходом в ней к главному западному порталу церкви. Во втором ярусе объем колокольни переходит в восьмерик и ярус звона с тройным кирпичным шатром, в один ряд слухов.
С востока примыкает троечастный алтарь с полукруглыми абсидами, с запада — 4-х столпная трапезная (10,6 х 10,6 метра), с южной стороны — одноабсидный придел. Окна двухсветного храма и низменного придела получили набранные из фигурных отформованных кирпичиков килевидные наличники (в характере XVII века), входы — перспективные порталы (сохранился портал южного входа в моленный зал). Луковичной формы кирпичную главу покрывает черепица. Крест на ней фигурный с репьями, позолочен. Аналогичная, но меньших размеров, глава венчает южный придел.
Внутри храм чист, светел и очень уютен. Моленный зал по обмерам начала XX века бесстолпный, квадратный (7,6 х 7,6 метра), с одной главой, поднятой на высоту 11,7 метра.
Несмотря на кажущиеся небольшие размеры снаружи, храм очень вместителен и просторен. В большие праздники, при большом стечении народа, в храме практически не приходится протискиваться между людьми. В 2009 году летняя церковь (придел Архангела Михаила) была заново расписана.

История храма (XIV — XV век)
Храм во имя Архангела Михаила является древнейшим в Городце, был срублен вскоре после основания города. Первое документально подтвержденное известие о нем восходит к началу XIV века, когда в Городце умер, приняв схиму, сын великого полководца Древней Руси Александра Невского князь Андрей Александрович (Городецкий), погребенный 22 июня 1304 года в Михайло-Архангельской церкви.
Спустя некоторое время скончалась и его жена, также нашедшая упокоение в усыпальнице Михайло-Архангельской церкви Городца. Храм стал усыпальницей «Городецких» князей и, можно полагать, входил в комплекс строений их дворца-усадьбы. Михайло-Архангельская церковь стала не только домовой Городецкого двора Бориса Константиновича, но и соборной.
Статус церкви возрос после конфликта из-за великокняжеского стола братьев первого Нижегородско-Суздальского великого князя Константина Васильевича — Дмитрия и Бориса (в 1365 году), когда в ходе мирных, а затем и военных действий, между ними было заключено соглашение: старший Дмитрий Константинович стал великим Нижегородско-Суздальским князем, а младший Борис получил от него в удел Городец.
После того, как 11 апреля 1368 года весенняя молния зажгла «на Городци соборную церковь святаго Михаила», Борис на следующий год вновь восстановил ее — «постави церковь соборную во имя святаго Архангела Михаила».
Сообщения важны не только как фиксация в Городце XIV века Михайло-Архангельского собора, но и отражают особое к нему отношение удельного князя, высоко чтившего своих предков по линии рода Александра Невского.
Во время очередного отъезда Бориса Константиновича в Орду летом 1386 года Михайло Архангельский собор сгорел и был восстановлен уже после его смерти (1394 год) новым владельцем Городца, Тверским великим князем Михаилом Александровичем уже каменным. Храм был освящен Тверским епископом Арсением 8 ноября 1399 года.
В ходе нашествия на Русь полчищ Эдигея в 1408 году, выжегшего «Городец и волости многы поймаша и множество людии изгыбоша», жизнь в Городце замерла на века. Обгоревший, оставшийся без должного надзора каменный собор во имя Архангела Михаила был разобран местными жителями на кирпич.

История храма (XIX — XX век)
В 1919 г. церковь представляла собой храмовый комплекс, типичный для XVII в. Он включал в себя церковь и трапезную, к которой с запада примыкала шатровая колокольня с вызолоченными главкой и крестом. С течением времени церковь утратила первоначальный облик. Позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей, одна аспида в алтарной части — тремя. С северной стороны заподлицо с колокольней была пристроена сторожка, с южной и северной сторон – ризницы. Небольшая глава, венчавшая церковь, играла декоративную роль, т. к. световой барабан замкнут и свет не попадал через него во внутреннее пространство храма. Этот архитектурный прием является типичным для XVII в. Это позволяет предположить существование каменной церкви ранее 1707 года.
Каменная ограда сложена вокруг церкви и кладбища в 1858 г. на средства прихожан. Адрес – календарь Нижегородской епархии на 1909 г. сообщает, что церковь имеет престолы: «главный холодный чуда Архистратига Михаила, в теплом пределе – Вознесения Господня и левый – св. Иоанна Предтечи».
Сохранилось описание начала XIX в. внутреннего убранства и утвари: «пол чугунный, сделан в 1807 г. Из икон замечательны по своей древности: Троица и Рождества Христова. Но древнее всех и драгоценнее икона Спасителя древнего греческого письма. В ризнице юсовое Евангелие, писанное на бумаге конца XVII в. Замечательны оловянные сосуды, дискос и дароносица весьма старинной работы». В церковной библиотеке хранилось 50 томов книг для чтения и до двадцати названий противораскольнической литературы.
Храм был закрыт в 1935 году и возвращён верующим только в 1991 году.