Образ современного Городца во многом определяется наследством, оставленным эпохой бурного развития русского капитализма. Именно тогда город приобрел свое особое лицо среди прочих населенных мест Нижегородской губернии и стал настоящим купеческим городом, хорошо известным на всей Волге.
Городецкие купеческие компании располагались на Каспии, Арале, в Средней Азии и Сибири.
В конце XIX века Городец вступает в пору расцвета и приобретает черты богатого купеческого города.

Перед революцией село Городец фактически было настоящим провинциальным купеческим городом. Главная улица так и называлась – Купеческая, она была застроена домами самых богатых городчан.
В истории городецкого купеческих фамилий есть много интересных страниц. Одни оставили по себе память своим богатством, отстроившие красивые и добротные дома, украшающие город и поныне. Другие вписали свои имена в историю исключительной благотворительностью и меценатством. На щедрые купеческие пожертвования содержались земские школы, гимназии, богадельни, приюты. Кто-то прославился как талантливый заводчик или фабрикант: владельцы механических заводов, судостроители, пряничники и многие другие. Были среди нашего купечества и люди высокой культурой.
В 2002 году в нашем городе открыт памятник русскому купечеству. Учитывая вклад купцов в историю города, идея была эта, безусловно, хорошая. Ведь купцы были люди, которые умели хорошо работать и зарабатывать. Но деньги не складывались в кубышки и сундуки. Сундук — вечный символ накопительства — превращён в символ богатства духовного и щедрости. Оказалось, это не так сложно: сундук должен быть просто-напросто открытым. И помимо денег там ещё хранятся и духовные сокровища. И всё это — для людей, для общего блага.
Мечтой каждого русского купца было создание храма. И вот таким символом воплощенной мечты стал макет храма, который у своего сердца в руке держит купец. Купец шагнул навстречу людям, отдавая им все свои богатства, как материальные, так и духовные. Образ купца, распахнувшего для людей свой сундук с многочисленными накопленными им сокровищами, старающегося потратить деньги на благотворительность, на строительство храмов, зрительный призыв к благодеяниям.
Статья написана при
использовании материалов
А. Н. Еранцева,научного
сотрудника Городецкого
историко-художественного
музейного комплекса